Профессиональная компетентность заместителя заведующего в контексте единых требований профессионального стандарта педагога
Заместитель заведующего по ВМР
ГБДОУ – детский сад№3 «Подснежник» г.Карабулак РИ
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день обсуждению профессионального стандарта педагога. Автором выделены проблемы внедрения профессионального стандарта, необходимость реогранизации и повышения профессиональной компетенции заместителя заведующего по ВМР, предложены пути повышения качества работы конкретного образовательного учреждения.
В настоящее время к должности заместитель заведующей по воспитательно - методической работе дошкольного учреждения предъявляются особенно высокие требования. И это касается не только уровня его профессиональной компетенции, но и личностных качеств. От того насколько заместитель заведующей по ВМР владеет современными методиками и технологиями организации образовательного процесса, насколько он широко информирован о всех инновациях, изменениях нормативной базы и требований в системе дошкольного и школьного образования, будет зависеть качество работы всего педагогического коллектива. Хочется подчеркнуть важность аналитической функции заместителя заведующей, который выступает в роли аналитика и эксперта всего того, что печатается, издается.
Педагогическому коллективу сложно перестраиваться в современных условиях переходя на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, сложно соответствовать требованиям, предъявляемым к педагогу дошкольного образования профессиональным стандартом, сложно уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности. Многие педагоги уже сегодня готовы к преобразованию своей деятельности в соответствии с требованиями профессионального стандарта, уже сегодня могут вести исследовательскую деятельность, разрабатывать новый методический продукт, другие оценивают значение данной работы, но не в полной мере компетентны, а некоторые педагоги вообще не мотивированы на данную деятельность. Не всегда педагоги могут самостоятельно проанализировать программу, методическое пособие, технологию, осуществить их отбор. Профстандартом перед педагогом поставлен ряд таких задач, которые он не решал ранее. Всему этому он должен научиться. Но нельзя от педагога требовать то, чему его никто никогда не учил. Наш опыт позволяет говорить о том, что определение потребности нововведения, убеждение членов коллектива в необходимости его для повышения качества образовательного процесса - это один из сложных этапов деятельности (этап организации нововведения). В этой связи велика роль управленческого состава детского сада.
На первом этапе подготовки внедрения профстандарта задача заместителя заведующей по ВМР – довести основные положения стандарта до каждого педагога. Педагогам больше нравится, когда их не консультируют как учеников, а когда с ними советуются. Поэтому такие интерактивные формы методической работы, как творческие группы, брифинги, дискуссии, круглые столы и мозговая атака, дают наибольший результат. Например, заместитель заведующей по ВМР говорит о том, что есть проблема, которую он один разрешить не может, и предлагает подумать всем вместе, поискать пути ее решения.
Несомненно, введение профстандарта влечет за собой изменение определенной нормативной правовой базы образовательной организации. Вся сложность проблем перехода на профстандарты ложится на плечи заместителя заведующего по ВМР. Требовать от педагога можно только то, чему его научили. Поэтому предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по доведению их квалификации до уровня требований профстандарта. Учитывая, что большинство педагогов образовательных организаций, это педагоги со значительным педагогическим стажем, работа предстоит не малая. Задача заместителя заведующего по ВМР не оставлять такого педагога один на один с собой, ведь он может не пройти аттестацию и тогда его придется увольнять. Довольно сомнительная перспектива.
К сожалению, у нас как всегда — сначала в действие вводится профстандарт, а потом уж изменяется система переподготовки педагога.
Так, например, недавно принятый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве обязательных условий предписывают создание в каждом дошкольном учреждении не только полностью оборудованных игровых комнат и спортзалов, музыкальных залов, специально оборудованных помещений для проведения дополнительных занятий с дошкольниками, интернета, медиатек, спортивных площадок, лабораторий и т. д. В соответствии с ФГОС ДО также необходимо полностью обновить и учебно-методические пособия, образовательные и рабочие программы педагогов и специалистов ДОУ. И хотя добрая половина детских садов еще не в состоянии создать для детей такие условия, в соответствии с буквой закона прокуратура или обрнадзор вправе приостановить деятельность учреждения образования, не выполняющего требования стандарта. Но на практике детские сады продолжают работать в реальных условиях. Вывод один: бессмысленно бесконечно обновлять нормативную базу такой масштабной, общественно значимой сферы, как образование, без учета реального состояния образовательных учреждений, готовности самого государства обеспечить условия для выполнения своих же требований.
Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию. Очевидно, что цель профессионального стандарта педагога — повышение качества его работы. Он является перечнем требований, выдвигаемых работодателем при приеме на работу. Он служит инструментом оценки качества работы педагога при аттестации. Он определяет основные требования к подготовке будущих педагогов. Работодатель — руководитель образовательного учреждения должен быть уверен, что принимает на работу педагога, который справится с поставленными задачами. А работник имеет право знать, какие требования будут предъявлены к нему при очередной аттестации.
Нельзя допустить, чтобы профессиональный стандарт педагога только придал дополнительный стимул инспекционным поездкам чиновников и прокуроров для неплановых визитов в образовательные учреждения. Но как же добиться, чтобы новый профессиональный стандарт педагога стал регулятором повышения качества работы конкретного образовательного учреждения?
Сегодня тысячи воспитателей у компьютеров пополняют бесчисленные базы данных, заполняют необходимые документы, ведут электронное портфолио, пишут программы, с головой уходят в освоение дистанционного обучения — им не до живого общения с детьми. Работая в таком темпе, не успевая за постоянно меняющейся нормативной базой содержания образования, мы с тревогой заметили истощение у детей эмоциональной сферы, трудности в социализации. Однажды во время очередного семинара мною была услышана следующая фраза: «Если вы хотите, чтобы мы все это успели, тогда заберите у меня 25 детей, за жизнь и здоровье, а также за образование, которых я отвечаю 10, 5 часов в сутки». Но как же быть? И к каким результатам после внедрения профессионального стандарта мы должны прийти уже через 5-6 лет?
На первый взгляд всё просто: чтобы регулятор системы образования заработал, нужно лишь наполнить профессиональный стандарт педагога идеальным содержанием, отбором которого занимаются команды разработчиков. Но, чтобы добиться повышения качества образования, единственный путь, это разработка внутренних стандартов учреждений образования. При таком подходе профессиональный стандарт, принятый государством, будет представлять собой широкую рамку, используя которую образовательное учреждение разрабатывает свой внутренний стандарт, учитывающий специфику его условий и деятельности. Во внутреннем стандарте формулируются задачи, которые необходимо решить, чтобы детский сад соответствовал запросам социума именно там, где он находится.
Очевидно, что внутренние стандарты детских садов будут отличаться во всем, начиная с подбора персонала и требований, предъявляемых к педагогическим кадрам. Во внутреннем стандарте нашего дошкольного учреждения мы дополнили принятый перечень необходимых личностных и профессиональных качеств профессионального стандарта педагога следующими характеристиками:
способность к самообразованию и личностному росту;
осознанное или интуитивное понимание ребенка, бережное отношение к его потребностям, предоставление ему свободы роста и развития, создание «обогащенной среды», погружение ребенка в среду человеческой культуры
видение современных требований и задач образования, ценностное отношение к ребенку, к культуре его развития, к творчеству;
потребность и способность поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития; способность проявлять гуманную педагогическую позицию;
умение осуществлять педагогическую деятельность по внедрению субъективно новых подходов и современных технологий воспитания и обучения детей, придавая им личностно- смысловую направленность.
Новый профессиональный стандарт педагога должен вырасти в первую очередь из потребностей каждого педагога, каждого образовательного учреждения, а не повиснуть флагом на вертикали образовательной власти, это позволит снизить риски, связанные с переходом к повсеместному внедрению нормативного документа общенационального масштаба.